Недоступная наука. Что мешает казахстанским школьникам развивать научные навыки?

Опубликовано Венера Касумова - вт, 03/21/2023 - 16:05
Фото: из личного архива

Во все времена наука являлась стратегически важной сферой человеческой деятельности, основополагающим ресурсом страны, который во многом обеспечивает ее экономический рост. Поэтому большинство стран мира уделяют особенное внимание развитию научной среды, и в повышении ее результативности не малую роль, как показала практика ряда стран, могут сыграть дети, которые вносят свой вклад в развитие инноваций и технологий. О том, насколько доступна наука для казахстанских детей рассказала экс-заместитель председателя Комитета науки МОН, основатель Международного центра научных коллабораций (ICSC) и член Всемирной организации научной грамотности - Лаззат Кусаинова.

- Сегодня у многих людей в нашей стране, в частности у родителей способных школьников складывается мнение, что наука для детей – это привилегия, недоступная большинству. Как вы считаете, так ли это на самом деле?

- Начнём с истории. В 1998 году в Казахстане был открыт Республиканский научно-практический центр «Дарын» при МОН РК, который должен был стать системообразующим звеном в работе с одаренными детьми в республике. Центр должен был содействовать формированию интеллектуального потенциала, выявлять, отбирать, поддерживать, развивать и обучать одаренных детей, а также обеспечивать им правовую и социальную защиту и расширять международное сотрудничество. Полагаю, что на данный момент НПЦ «Дарын» выполнил свою историческую миссию.

Вместе с тем, Дарын продолжает свою деятельность, опираясь на приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 7 декабря 2011 года № 514 «Об утверждении Перечня республиканских и международных олимпиад и конкурсов научных проектов (научных соревнований) по общеобразовательным предметам, конкурсов исполнителей, конкурсов профессионального мастерства и спортивных соревнований». Согласно данному приказу, дети-победители республиканских  конкурсов, дети, принявшие участие в международных олимпиадах и конкурсах, вошедшие в перечень этого приказа, получают от государства денежное вознаграждение и вправе претендовать на гранты национальных ВУЗов. Это правильно, но дело в том, что данный перечень содержит не все международные научные конкурсы, которые проходят в мире. То есть, приказ МОН предусматривает возможность поощрения детей, участвующих в предметных олимпиадах и конкурсах, организованных и финансируемых Дарын, включенных в перечень, утвержденных приказом МОН РК.

Вместе с тем, ни данным приказом, ни какими-либо другими нормативными актами не предусмотрена возможность поощрения и поддержки детей, которые также занимаются научным проектированием, исследовательской деятельностью, изобретательством и участвуют в международных конкурсах при поддержке таких центров как наш – ICSC (Частное учреждение «International Centre of Scientific Collaborations»).

- Значит ли это, что Министерству просвещения нужно пересмотреть работу Дарын, какие есть предложения?

- В настоящее время стремительно набирает популярность STEM-образование, соответственно необходимо принимать поощрительные и поддерживающие меры для детей, занятых изобретательством и научной проектной деятельностью на системной основе. В связи с чем назревает необходимость в пересмотре формата работы Дарын. Требуются концептуально новые подходы в выявлении одарённых детей, важно создавать юридически равные возможности в получении доступа детям к участию в научных конкурсах, не только внутри республики, но и за рубежом. Уже сегодня очевидно, что Дарын и Министерство просвещения не в состоянии охватить весь рынок и удовлетворить ожидания детей и родителей, соответственно эту нишу могут разделить и с другими организациями, которые целенаправленно занимаются развитием и поощрением научных навыков у школьников. Кстати, законодательство такую возможность предусматривает, когда государственные органы могут сотрудничать с некоммерческими организациями, поручая им выполнять для них определенные работы, на основании заключенного соглашения. На мой взгляд, именно такой подход позволит создать равные условия для всех детей Казахстана, без каких-либо форм дискриминации.

- В этом месяце в Швейцарии 5 казахстанских школьников Алматы, Нур-Султана, Павлодара и Атырау по итогам Международной олимпиады по физике (IPhO) показали отличный результат, завоевав 1 золотую и 4 серебряные медали. В МОН это тоже отметили и решили наградить детей денежными премиями. Вы отмечали, что в создании условий для развития научных навыков у детей в Казахстане давно сложился дискриминационный характер. С чем это связано?

- Я рада победе наших школьников. Такие победы воодушевляющее влияют на детей и их педагогов, и государство действительно должно поощрять и создавать условия для детей, участвующих в олимпиадах.  Но, давайте сравним какие оказываются меры государственной поддержки детям, чье участие финансируется из государственного бюджета, и тех, кто за свое участие в международных конкурсах вынужден оплачивать сам, либо за счет спонсоров.

Несколько дней назад стали известны результаты международного конкурса WSEEC (World Science Environment and Engineering Competition) - Всемирного научного конкурса в области экологии и инженерии, в котором участвовали школьники из разных стран мира, включая две команды из Казахстана. Обе казахстанские команды заняли призовые места, команда НИШ г.Кокшетау завоевали золотую медаль, выступая с проектом «Интеллектуальная система переработки пищевых отходов», а команда РФМШ завоевала «бронзовую» медаль с проектом «STEM Sisters -  программа наставничества, которая вдохновляет девочек на карьеру в области STEM, предоставляя им поддержку и бесплатные уроки».

Если детям, победителям Международной олимпиады по физике государством выделено денежное поощрение, кроме этого они могут претендовать на образовательный грант, то в отличие от них, дети, победители конкурса научных проектов WSEEC не вправе претендовать на такие поощрения только лишь потому, что данный конкурс, также как и многие другие конкурсы научных проектов, не включены в перечень приказа №514 Министерства просвещения.  

К сожалению, мы должны признать, что решения о присуждение грантов и выплаты денежных вознаграждений школьникам, участвующим по линии «Дарын» - являются дискриминацией по отношению к другим школьникам, которые также завоевывают золотые и серебряные медали на других международных конкурсах, но которые не включены в приказ №514.  

Учитывая, что решение о включении тех или иных конкурсов в приказ принимается самим министерством, соответственно и перечень таких конкурсов довольно ограничен.

Исходя из содержания данного приказа, в международных научных конкурсах могут участвовать только те дети, которые были участниками республиканского конкурса, в свою очередь, процедура отбора и допуска к республиканскому конкурсу давно вызывает много критики и недоверия со стороны родителей и самих школьников. И такой подход, опять же  является дискриминационным.

Конституцией страны запрещается любая форма дискриминации, тогда почему только на основании одного приказа наши дети лишаются возможности участия в международных научных конкурсах или не могут претендовать на получение образовательного гранта и на денежное поощрение, ведь они такие же победители и показали высокие научные результаты за рубежом? Следует учитывать, что их работы оцениваются квалифицированными зарубежными экспертами-учеными из разных стран.

Если, участие школьников в конкурсах, организованных центром «Дарын»,   финансируется за счет бюджета, то точно также должны финансироваться и поощряться дети, победившие на международных научных конкурсах, независимо от того, входят ли такие конкурсы в приказ №514 «Дарына» или нет. В связи с интенсивным развитием международных отношений со многими странами мира, пришла пора пересмотреть работу НПЦ «Дарын», с целью создания благоприятных условий для поощрения детской науки.

В данном случае, чтобы исключить коррупционные риски и монопольное положение Дарын, возможно необходимо обеспечить аккредитацию организаций, которые осуществляют подбор проектов казахстанских школьников и их сопровождение для участия в международных научных конкурсах.

- А доступна ли наука школьникам из простых школ или школьникам из сельской местности? Какое научное оснащение имеется в школах?

- Конечно, уровень доступа у учеников городских школ выше, чем у сельских школьников. В-первую очередь, нужно отметить, что если вести речь об участии сельских школьников в международных научных конкурсах, то первая проблема – это отсутствие знаний и навыков у сельских учителей в области научного образования. Учитель – основной носитель знаний и умений. Если не внедрять принципы научного образования во всех школах страны, то этот разрыв между уровнями образованиями городских и сельских школьников с каждым годом будет только нарастать.

В этом году мы начали реализацию курса по научной грамотности для учителей, на данный момент прошли обучение только 193 учителя, несколько человек есть из сельской местности, но очевидно, что это не будет иметь какого-либо эффекта. Тем более, что разработанный курс является инициативой нашего Центра, а чтобы его масштабировать необходимо соответствующее решение Министерства просвещения. Других проектов, направленных на развития научных навыков у педагогов я не знаю. В школах НИШ, РФМШ, возможно в некоторых частных школах имеются собственные программы STEM-образования, но такая работа должна вестись на системной основе, а программы должны быть основаны на передовых научных знаниях. Из проведенного нами опроса по научной грамотности известно, что 40% педагогов со статусом «исследователь» не имеют собственного исследовательского опыта. Соответственно, какие ожидания могут быть от таких педагогов? Им самим необходимо пройти соответствующее обучение, прежде чем они начнут заниматься научной проектной деятельностью с детьми.

Второе, это отсутствие знания английского языка. Все международные конкурсы проходят исключительно на английском языке, и были случаи, когда некоторые команды «заходили» на международные конкурсы и уже на этапе презентаций проекта просто выбывали из конкурса из-за того, что не владели английским языком, не знали как правильно вести презентацию проекта, не знали как отвечать на вопросы судейского жюри и пр.. В школах НИШ и РФМШ этому обучают детей, в обычных школах такой практики нет, соответственно и в сельских школах нет ни практики, ни базы, ни учителей.

В 2020 и 2021 годах Международный научный тренинговый лагерь в Китае проходил в онлайн-формате, и мы привлекали к обучению в рамках данного лагеря детей из сельской местности Жамбылской и Атырауской областей. Научный лагерь длится два месяца, в течение этого времени и школьники и педагоги проходят обучение по конкретным направлениям наук, для них предоставляются образовательные ресурсы на сайте организатора лагеря CAST, также участники лагеря имеют возможность виртуального посещения музеев науки Китая, Тайланда, Турции и др.стран. В завершении лагеря каждая команда должна была представить свои научные проекты, разработанные в рамках лагеря, и вот тут мы столкнулись с реальной проблемой. Оказалось, что в сельских местностях элементарно отсутствует либо плохое качество интернета. Это тоже есть одна из причин недоступности науки для детей.

Чтобы продемонстрировать свой научный проект и защитить его в онлайн формате, детям приходилось искать высокие точки, залазить на крыши, чтобы обеспечить более менее устойчивую интернет-связь. А представьте, когда тренерам необходимо готовить команду дистанционно, когда в одной команде школьники из разных городов, сёл и регионов, и им необходимо готовить один проект, а потом одновременно в онлайн-эфире защищать научный проект перед жюри конкурса на английском языке. Детям и так сложно, а отсутствие качественного интернета все их усилия ставит под большие риски. Разве эти усилия детей и их тренеров-наставников не заслуживают поддержки и поощрений со стороны государства?

В Китае, например, независимо сельская или городская школа, дети имеют абсолютно равные навыки и знания в научной сфере. И нам необходимо стремиться к этому. Но будет ли это в скором будущем в Казахстане зависит от политики нашего Правительства, какие цели на ближайшее десятилетие оно ставит.

- Какие, на Ваш взгляд, должны быть приняты меры со стороны государства для поощрения развития детской науки?

- Прежде всего, необходимо обратить серьёзное внимание на существующую модель управления по развитию детских талантов в стране. Если государство финансирует работу подведомственных организаций государственных органов, например, таких НПЦ «Дарын», то соответственно возможность финансирования в виде госзаданий или грантов должны иметь и те некоммерческие организации, которые занимаются поиском проектов детей и их сопровождением, включая работу с патентованием и  продвижением на международные научные площадки.  В условиях рыночных отношений должна присутствовать здоровая конкуренция, которая бы исключала любую форму проявления дискриминации. Особенно, когда это касается прав детей.

Вы знаете, гранты, выделяемые государством на поощрение и поддержку гражданских инициатив (МИОР), не предусматривают гранты на научную сферу. Наука, в понимании организаторов конкурса находится где-то между «образованием» и «культурой», хотя это совершенно различные сферы деятельности и конечно же, заявки, которые подаются с целью поддержки и развития научных навыков у школьников, остаются не замеченными. Мы участвовали в таком конкурсе в прошлом году, наша заявка не была поддержана, зато грант был выделен организации, деятельность которой связана с уже состоявшимися учеными. Косвенно, это говорит о том, что даже при распределении грантов гражданских инициатив будут поддерживать действующие около-государственные структуры взрослых ученых, чем поощрять развитие детской науки. Думаю, что это тоже показатель зрелости общества.

В этом году мы снова будем участвовать в конкурсе грантов, так как нам необходимо готовить команды для участия в офлайн-конкурсах, запланированных в Мексике, Тунисе, Индонезии, Малайзии и Южной Корее и нам необходимы средства для оплаты виз, перелета, проживания и оформления проектов детей.

На данный момент сложилась такая практика, когда участие казахстанских школьников охотнее поддерживается зарубежными организаторами конкурсов, нежели государственными структурами. Я это называю жестом научной дипломатии.

Будущее науки Казахстана создают именно дети, которые уже сегодня имеют признанные на международном уровне научные результаты. И государство обязано создавать для них равные возможности и поощрения. Я считаю, что дети, победители любых международных научных конкурсов должны иметь право на получение грантов в университеты, так как они выигрывают в жестких конкурентных условиях за рубежом,  и при этом совершенно не аффиллированны с государственными структурами.

Кроме того, пора начать разграничивать конкурсы научных проектов от олимпиад. Дети, которых поздравил и отметил министр просвещения, участвовали в международной олимпиаде по физике, то есть это олимпиадные конкурсы на качество знаний в предметах. В то время как научные конкурсы – это другое. Ведь не всякий участник олимпиады способен создать какой-либо научный проект, так как им необходимы совершенно другие навыки, в то же время, дети, создающие научные проекты или занимающиеся научными исследованиями, могут не иметь устойчивых глубоких знаний в разрезе конкретного предмета. Поэтому, требования к олимпиадам отличаются от требований к научным проектам. В связи с чем, и требуется их разграничение, что позволит уделять больше внимание на развитие детской науки.       

- У вас большой опыт международного сотрудничества в области науки, что на ваш взгляд необходимо предпринять государству для развития интеллектуального потенциала подрастающего поколения?

- Обратимся снова к опыту зарубежных стран. В Китае, Тайланде, Пакистане, Турции, Иране и других странах имеется устойчивая практика по созданию и развитию научной инфраструктуры для детей.

Например, в Бангкоге (Тайланд) имеет крупнейший в Азии выставочный научный центр Рангсит, на территории которого расположены множество интерактивных галерей, связанных с наукой и технологиями. Его основное назначение поддержка научных исследований, а также популяризация научных знаний у школьников.  Здесь проводятся научные лагеря, классы и семинары для исследователей, выставки научных экспонатов, предоставленных для детей. Ежедневно его посещаются порядка 100 000 тайских школьников. В Тайланде активно развивается детская наука с самого раннего возраста, имеются передвижные научные лаборатории, в игровой доступной форме демонстрируются различные научные опыты, проводятся шоу. Самые интересные инновационные решения предлагаются детьми. То есть они не упускают возможности развития потенциала со школьной скамьи.

В Пакистане помимо музеев науки для детей имеются передвижные научные лаборатории, поддерживаются семейные научные клубы и научные телевизионные шоу для детей.

В мире хорошо известна научно-образовательная платформа «Education Nanolab TAVANA». Она представляет собой комплексную программу обучения школьников в области нанотехнологий на основе исследований, повышающую их творческий потенциал и самостоятельность. Данная программа внедрена в таких странах как: Южная Корея, Индия, Турция, Китай, Таиланд, Сингапур, Малайзия.

Если посмотреть на уровень научно-исследовательской активности разных стран, то можно заметить, что те страны, в которых действует данная программа высокий уровень показателей. Например, Китай занимает 1 позицию, с количеством публикаций научных статей - 528 263; Индия занимает 3 позицию, с количеством публикаций - 135 788; Южная Корея – 9 позицию, с количеством публикаций - 66 376; Иран – 15 позицию, с количеством публикаций - 48 306; Турция   - 17 позицию, с количеством публикаций - 33 536; Индонезия   - 19 позицию, с количеством публикации - 26 948; Тайланд – 31 позицию, с количеством публикаций - 12 514. 

В свою очередь, Казахстан по уровню научно-исследовательской активности стран (National Science Foundation: Science and Engineering Indicators 2019) – занимает 61 позицию, с количеством - 2 367 публикаций.

Со своей стороны, я это объясняю тем, что в нашей стране не уделяется должного внимания развитию детской науки, как это принято в выше названных государствах, и мы не стали внедрять программу «Education Nanolab», хотя такая возможность у нас имелась еще в 2016 году.  Данный проект предполагался к внедрению при поддержке Иранского нанотехнологического Совета (INIC), в рамках протокольных договоренностей между Главами государств (2016г.). Согласно концепции проекта предусматривалось создание нанолаборатории для школьников во Дворце школьников города Нур-Султан, кроме того, предполагалось обучение казахстанских педагогов по программе «Education Nanolab», обучение по применению нано-лабораторного оборудования, с последующим обучением школьников основам нанотехнологий. Одна такая нано-лаборатория способна обслуживать одновременно несколько школ и предоставлять им научно-образовательные услуги. К примеру, в Иране в 2003 году было всего 6  специалистов по нанотехнологиям, после создания 17 лабораторий Education Nanolab по всем провинциям Ирана, в 2016 году в Иране уже имелось 350 000 специалистов по нанотехнологиям. С 2018 года Иран занимает 4-е место в мире в области нанотехнологий, и имеет более 35 тысяч выпускников в области нанотехнологий, часть из которых относится к наномедицине.  

Особенность программы «Education Nanolab TAVANA» заключается в том, что она позволяет обучать нанотехнологиям детей с самого раннего возраста, так как содержит компоненты игрового формата и интерактивных экспериментов, в связи с чем, дети не воспринимают науку как что-то сложное и не понятное для них.

Мне кажется, что при таком отношении к детям, им проще было бы принимать решения о будущих профессиях, а более талантливые дети приходили бы в науку осознанно, а не таким способом как это происходит сейчас, или ранее. Почему мы учим детей как стать предпринимателем, IT-специалистом, но не учим как стать хорошим грамотным ученым?

- Что нужно изменить в законодательстве, чтобы системно развивать научное образование со школы в Казахстане?

- Как я уже отмечала, необходимо пересмотреть работу Научно-практического центра «Дарын», учитывая тот факт, что в его поле деятельности не попадают дети, занимающиеся научно-исследовательской деятельностью, дети-изобретатели, но чья деятельность не финансируется из государственного бюджета.

Рассмотреть возможность выделения грантового финансирования некоммерческим организациям на сопровождение научных проектов школьников, а также для участия школьников в международных научных конкурсах, тренинговых научных лагерях за рубежом.

Создать равные правовые условия для осуществления деятельности по выявлению талантливых школьников, привлекаемых в научную и исследовательскую деятельность, как государственным, так и иным некоммерческим организациям, специализирующихся на научном и патентном сопровождении таких проектов, а также занятых развитием детской робототехники.

Законодательно обеспечить широкий доступ детей в возрасте от 6 до 18 лет, в музеи страны, независимо от их организационно-правовых форм, в целях популяризации науки, в том числе, за счёт привлечения подушевого финансирования.

Необходимо осознать важность строительства не только школ, но и научных интерактивных музеев для детей во всех регионах, включая сельских школьников.

В целях обеспечения качества школьного образования необходимо внедрять принципы научного образования, с начальных классов и проводить бучение научной грамотности педагогов страны на системной основе, в том числе, по госзаказу.

Предлагаемые меры отвечают поставленным президентом страны задачам и могут быть реализованы в рамках действующего законодательства, достаточно лишь иметь политическую волю к переменам, с учётом современных научных трендов, вызванных технологическими, экологическими и политическими преобразованиями в мире.